Мощность усилителя и мощность колонок


Как подобрать усилитель к колонкам по мощности?

Довольно-таки удобно, когда любимая музыка находится под рукой. Транспортные средства уже давным-давно перестали быть исключениями. Но будет ли хватать автолюбителю стоковой аудиосистемы? Заводские комплектации не смогут дать должного эффекта. Чтобы порадовать себя приятным и качественным звуком, стоит обзавестись акустикой посовременнее. Данная статья поможет разобраться, как подобрать усилитель к колонкам по мощности и другим техническим критериям.

к содержанию ↑

Усилительные устройства и их мощность

Давайте подробнее поговорим о самих устройствах, поскольку существуют десятки мелочей, которые необходимо знать и разбираться в них. Начать стоит с самого прибора и его типов, чтобы понимать, как выбрать усилитель для колонок и не ошибиться.

Подбор усилителя к колонкам по мощности является одним из главных принципов выбора. Для того чтобы избежать ошибок, необходимо ознакомиться с несколькими главными мнениями:

  1. Мощность усилительного устройства меньше мощности булки.
  2. Эти параметры равны у обоих устройств.
  3. Усилитель имеет значения мощности выше.

Кто прав? К кому следует прислушаться? Давайте рассмотрим каждую ситуацию в подробностях.

Первый случай

Сперва нужно узнать значение номинальной мощности. Колонки должны исправно работать на этом значении без проблем. У усилителя максимальная мощность должна принимать такие значения, при которых допустимы уровни искажений.

Есть свои правила и для колонок, и для усилительного устройства. Колонки очень недолюбливают любые механические и тепловые воздействия. Подвижная система может выйти из строя, если механическое воздействия велико. Нам необходимо избежать такого варианта развития событий, точно подобрав значение, которое характеризует максимальный ход конуса.

Важно! Двадцать процентов — это максимально допустимое значение для этого случая.

А вот тепловые воздействия проявят себя в перегреве акустической системы. Они могут быть вызваны по следующим причинам:

  • Клипинг — это нехватка значений мощности прибора. Иными словами, усилок будет выдавать большое количество верхних частот, если вы решите прибавить громкости. Вы и не заметите, как звуковая катушка стремительно выйдет из строя, испытав на себе воздействие огромной температуры.
  • Витки катушки могут выскочить из рабочего зазора и вся энергия усилительного устройства уйдет на ее нагрев. Если вовремя не обратить на это внимания, можно дорого поплатиться.

Важно! Старайтесь избегать прослушивания треков с очень низкими частотами. Любовь к таким композициям может сыграть злую шутку с подвижкой, даже если мощность крайне мала.

Второй случай

Опытные автолюбители не видят никаких перспектив для такого случая. Номинальную мощность подбирают для соответствия с напряжением питания, составляющим приблизительно 14.4 В.

Важно! В реальности удержать такое напряжение на концах вывода прибора не выйдет. Усилительное устройство сразу же почувствует на себе последствия клипинга, да и звуковая катушка будет находиться в опасности.

Третий случай

Подбор усилителя к колонкам по мощности — это довольно тонкое занятие. Существует техника с показателями в два или даже три раза большими. Опасны ли механические повреждения при таких условиях? Опасаться стоит только в том случае, если у вас есть твердые намерения поиздеваться над динамикам. Но делать так никто не станет. Достаточно просто избегать максимальных уровней усиления и не слушать те треки, которые в изобилии “напичканы” низкими частотами.

Важно! Вердикт таков: безопасность — это довольно субъективное явление, а главный критерий успеха — это наличие головы не плечах. Но если проанализировать статистику, то очевидно, что третий случай самый удобный и наименее опасный для вашей акустической системы.

к содержанию ↑

Диапазон частот

Как выбрать усилитель для колонок, зная частотный диапазон устройства? Не секрет, что именно частота отвечает за разброс. Самые распространенные значения варьируются от 15 до 350 Герц.

Важно! Не верьте производителям, которые указывают на упаковке заоблачные значения, иначе — рискуете попасться на обычную маркетинговую уловку.

к содержанию ↑

Классификация

Если разобрались с частотой и мощностью, можно ознакомиться с классами усилительных устройств. Все известные усилители можно разделить на два вида:

  • Аналоговый. Такие устройства имеют отличное качество, но малый коэффициент полезного действия.
  • Цифровой. Такие устройства имеют качества похуже, но могут похвастаться высоким коэффициентом полезного действия.

Какой же класс выбрать? Все зависит от ваших индивидуальных предпочтений и имеющихся на руках средств.

к содержанию ↑

Виды усилителей

Стоит заострить внимание на видах усилителей:

  • Моноблоки. Справляются с нагрузкой сопротивления в пределах пары Ом. Моноблоки — это выбор обладателей аудиосистем, мощность у которых служит в качестве главного показателя.
  • Двухканальные. Техника, рассчитанная на 4-8 Ом. Соединяется при помощи катушек либо мостовой схемы.
  • Трехканальные. Данные устройства растеряли свою былую актуальность, поэтому их нет смысла рассматривать.
  • Четырехканальные. Самые популярные аудиосистемы работают именно с такими усилителями. Хорошая репутация подкреплена хорошим качеством звука.
  • Пятиканальный. Малая цена и такие же малые габариты являются неоспоримым достоинством таких устройств..
  • Шестиканальные. Довольно редко используется на практике из-за своей ненадобности.

Подбор усилителя к колонкам по мощности и другим параметрам больше не вызовет у вас вопросов. Доверяйте только проверенным производителям и не ленитесь несколько раз перепроверить технические значения устройства. Приятного прослушивания!

serviceyard.net

Какая мощность усилителя и колонок реально нужна для дома

Все уже привыкли к громогласным тысячам ватт, которые нам обещают производители китайских бумбоксов. Ну что ж их любовь к ноликам пусть остается с ними, а мы сегодня выясним сколько же ватт нужно для озвучивания вашего жилища…

Выбор громкости для прослушивания обусловлен как пристрастиями самого меломана, так и вкусами его соседей. Но если подходить более научно к поставленной проблеме, то соседям стоит сказать, что ответ будет не в их пользу. Особенно, если их музыкальные предпочтения не совпадают с вашими :-)

Диапазон интенсивностей, воспринимаемых ухом от порога слышимости до болевого порога составляет 140 дБ. Это огромный интервал. Разумеется никто в здравом уме не станет слушать музыку на громкостях близких к одному из порогов, но для того чтобы расслышать определенные составляющие звука необходимо, чтобы они имели достаточный уровень интенсивности.

Было проведено много исследований по определению предпочтительного уровня громкости звука для слушателей разного социального состава, возраста и пола при воспроизведении разнообразных по жанру и исполнительскому составу музыкальных произведений в жилых помещениях нормальных размеров. Некоторые обобщенные результаты представлены в таблице

Понятно, что на данные показатели влияет множество факторов, которые могут спутать и видоизменить статистику. Примечательно здесь то, что людям профессионально занимающимся музыкой требуются более высокие уровни громкости. Уж не знаю связанно это с требованиями профессии или же это профессиональная болезнь.

Если вам знакома музыкальная терминология, то стоит сказать, что для получения желаемой динамики оркестра, необходимо на форте (f) создать уровень звука 80дБ, на фортиссимо (ff) — 90дБ и на форте-фортиссимо (fff) — 100дБ. Ниже 80дБ динамика не достаточна, а выше 100дБ будет уже безумие… Эти высокие уровни звукового давления справедливы только в моменты пиковой мощности.

По усредненным экспериментальным данным, акустические уровни при различной динамике музыкального исполнения соответствуют величинам, указанным в таблице.

А вы когда-нибудь задумывались, какую мощность “выдают” музыкальные инструменты? В следующей таблице представлены данные акустических мощностей, излучаемых различными музыкальными инструментами. Обращаю ваше внимание, что это акустическая, а не электрическая мощность. Фортепиано, например создает 0,4 Вт акустической мощности, а это есть 8 Вт электрической мощности, при КПД 5%.

Из таблицы следует, что самое большое отношение акустических мощностей (между треугольником и большим оркестром) составляет свыше 1000. Большая цифра, но на самом деле это не особенно то и много для нашего уха. Оркестр из 75 исполнителей воздействует на ухо только в 8 раз сильнее, чем треугольник.

Есть несложная формула по которой можно легко посчитать минимальную рекомендуемую электрическую мощность (Вт) для помещения объемом V (м3) при выбранном уровне звука I(дБ) и времени реверберации в помещении tr(c)

η- КПД громкоговорителя в %.

Т.к. Все мы живем в примерное одинакового размера помещениях, то для расчетов возьмем средние величины. Объем помещения примем равным 50 м3, слушать мы будем симфонический оркестр во всей его красе, так что звуковой уровень I=100дБ (максимальный), а КПД громкоговорителя возьмем 5%(среднее значение, по современным меркам). В таком случае получим Pэл=3,2/tr

Для жилого помещения подобного объема время реверберации составляет 0,75с. Соответственно необходимая минимальная электрическая мощность вашего звукового тракта должна быть 4,2 Вт(В случае стерео по 2,1 ватта на канал).

Однако всем известно, что фирмы выпускающие как высококачественные так и массовые усилители, да и вообще любые, рекламируют их с более высокими мощностями — 50, 100 и даже 200 ватт. Разумеется эти мощностью остаются недоиспользованными в условиях комнаты, но позволяют достигать более широкой динамики воспроизведения и меньшего уровня искажений сигнала.

А теперь стоит вернуться к реальности и сказать, что 100дБ это очень большое значение уровня звука для жилого помещения. Минздрав ставит предел в 80дБ, сверх этого предела ухо подверженно неприятным ощущениям, которые могут привести к временны повреждениям. Хоть и говорилось, что 100дБ достигается только в пиковые моменты, для прослушивания музыки на таком уровне желательно жить подальше от соседей. Например в горах или на собственном острове, а лучше всего пойти в концертный зал. Ну или пригласить оркестр к себе на остров)

audiogeek.ru

Как выполнить подбор акустики под усилитель

Хороший усилитель под акустику

Грамотный подбор акустики под усилитель, как известно, важная составляющая правильного выбора аудиосистемы для своего автомобиля. Усилитель – это не второстепенное звено во всей акустической системе, профессиональные установщики это знают.Соотношение мощности акустики усилителя должно всегда соблюдаться в норме. Приобретение слишком слабого или наоборот мощного по сравнению с динамиками элемента приводит к различным проблемам, о чем мы и узнаем в нашей статье.

Общий взгляд

Соотношение мощности усилителя и акустики

В былые времена от мощности усилителя зависело многое и покупатели основывались именно на этом параметре, делая свой выбор. От мощности усилителя(см.Как подключить к автомагнитоле усилитель и сабвуфер: сам себе мастер), его качества зависела и цена на акустику.Технологии стали развиваться и мощность со временем перестала быть основополагающим критерием. На первое место выходит качество воспроизведения.

Примечание. Сегодня, если сравнить, к примеру, цены Hi-End усилителей «A» класса с мощностью 3 Вт и транзисторные 2-контактные усилители класса «АВ» с мощностью 2000 Вт, то они практически ничем не отличаются.

Зачем нужна мощность

Соотношение усилителя и акустики

Ниже приведена информация, которую будет полезно знать каждому ценителю хорошего звука:

  • Мощность усилителя непосредственно сказывается на громкости, но и не только. Сам аппарат и его мощность не могут прямо влиять на громкость звука, излучаемого динамиков.А зависит эта составляющая от соотношения акустики и усилителя.
  • Всем известная сегодня акустическая составляющая, под названием «чувствительность», измеряется в децибелах и свидетельствует о том, какое звуковое давление может развивать определенная акустическая система (на расстоянии 1 метра от нее).
  • Обычная чувствительность современных акустических систем колеблется в пределах 83-105 децибел. Человек, во время тихого разговора испускает звук в 60 дБ, громкая рок-музыка – 110 дБ, а вот 120 дБ и более уже создают реальную ситуацию полной потери человеком слуха.

Примечание. Одним словом, громкость воспроизведения определяется никак не мощностью аппарата, а лишь соотношением чувствительности его и акустики.

  • Чем мощнее будет усилитель, тем ниже чувствительность должна быть у акустической системы, которая подбирается к нему. Если говорить более точно, то каждые 3 дБ, слагаемые к звуковому давлению акустикой, стоят аппарату двойной мощности.

Примечание. Если, к примеру, акустика создает звуковое давление в 85 дБ при подаче сигнала в 1 Ватт, то для создания давления в 88 дБ, нужно подать уже 2 Ватта и так далее. Для 91 дБ понадобится уже 4 Ватта, а для 94 дБ – 8 Вт.

  • Очень важно проводить замеры соотношения акустики и усилителя на расстоянии одного метра, а никак не больше или меньше.
  • Для примера, 3 Вт аппарат в паре со 105 дБ акустикой будет звучать также громко, как и 384 Вт усилитель с акустикой чувствительностью 84 дБ.
  • При выборе этого элемента системы нужно помнить еще одно важное правило: он должен всегда иметь запас по мощности. Это лишит пользователя неудобной ситуации, когда нужно бывает вращать крутилку громкости до максимума, в результате чего, на некоторых усилителях могут наблюдаться довольно большие звуковые искажения.Если представить себе вращалку в виде часов (на многих современных аппаратах так и сделано), то комфортный уровень громкости должен достигаться при вращении крутилки до 10-11 часов.
  • Все модели акустики можно разделить на 2 большие группы. Это группа, где собраны 4-х омные системы и группа, где собраны 8-ми омные.

Акустика 6 ом усилитель 8 ом

Примечание. Следует помнить, что чем меньше Ом у акустики, тем больше сложности она представит для усилителя. Так, 4-х омная акустическая система потребует от аппарата двойную отдачу, в то время как 8-ми омная нет.

  • Обладателям 8-ми омной акустики соотношение параметров будет не особо важно. В этом случае гораздо лучше сконцентрировать свое внимание на звучании.
  • Напротив, тем у кого 4-х омные системы, будет резонно обратить внимание на усилители, способные удваивать мощность при падении Ом. К примеру, такой аппарат должен выдавать на 8 Ом 100 Вт, а на 4 Ом уже 200 Вт. При этом также нельзя забывать про качество звучания усилителя.

Акустика для усилителя marcantz

  • Обычно 4-х омную акустику выбирают ценители басовитой и ритмичной музыки. 8 –ми омная акустика при воспроизведении НЧ, делает басы немного расплывчатыми и нечеткими.
  • С другой стороны, среди усилителей, не удваивающих мощность, гораздо больше достойных внимания аппаратов по качеству сборки.
  • Все типы акустик можно разделить также на простые и сложные, с точки зрения взаимосвязи их с усилителем. Зависит это не только от вышеперечисленных факторов, но и от таких составляющих, как размер динамиков, их конструкция и т. д.Сложные типы акустических систем осложняют аппарату процесс управления динамиками(см.Как выбрать динамики для автомагнитолы своими силами). Как известно, хороший усилитель не только мгновенно приводит диффузор динамика в движение, но и обязан останавливать его, когда прекращается сигнал.

Усилитель 8 ом акустика 6 ом

  • Коэффициент демпфирования – именно так называется способность усилителя управлять диффузорами акустических динамиков. У более мощных аппаратов этот параметр бывает, как правило, лучше и отличается хорошей отдачей по току.

Примечание. Если акустические системы не сложные и для усилителя не представляют большой нагрузки, то даже самый маломощный образец способен управлять динамиками так, чтобы они создавали фантастический по чистоте звук.

  • Важно знать при выборе акустики под усилитель и еще одно. Приобретая маломощный усилитель и низкочувствительные системы, достаточной громкости звука достичь бывает невозможно.Напротив, купив мощный усилитель и максимально чувствительные колонки, можно получить шикарный по силе звук, но управлять им будет очень сложно, ведь при вращении крутилки всего на один градус, можно быть оглушенным сильным звуком.

Одним словом, выбор правильного усилителя – это настоящее искусство.

Видео по теме

Основные правила при выборе автозвука

Усилитель мощности

Как и было сказано выше, соотношение усилитель/акустика, подобранное грамотно, значительно улучшит звуковые показатели. Но этого будет мало для получения полного звукового эффекта.Приведенные ниже правила, если их соблюдать вкупе с правильным подбором усилителя и акустики, дадут неоценимую пользу.Итак:

  • Реально важно сделать в автомобиле качественную вибро- и шумоизоляцию. Даже самая дорогая «люксовая» аудиосистема с правильно подобранным усилителем будет звучать не очень, если в машине наблюдаются проблемы с «шумкой».
  • Качество звуковой сцены зависит также от передних колонок, на которых лучше не экономить. 2-ух компонентные динамики, которые начинаются от 9 тысяч рублей, будут как раз тем, что надо. Что касается трехполосной акустики, то она слишком сложна в установке и ею желательно не «заморачиваться».
  • Обязательно нужны подиумы и акустические полки для динамиков и пищалок. Это придаст звучанию дополнительную глубину и чистоту.При этом подиумы и полки не обязательно заказывать или покупать. Их можно вполне удачно изготовить и своими руками.
  • Нужно выбрать правильную схему подключения. Можно обойтись, к примеру, такой бюджетной, но грамотной схемой: хорошая автомагнитола+4-канальный усилитель+2-полосная акустика+сабвуфер+тыловая акустика, подключенная напрямую к магнитоле. А можно воспользоваться и такой схемой: качественная автомагнитола+4-канальный усилитель+двухкомпонентные динамики+задние колонки+моноблок, подключенный к сабвуферу.
  • Тыловая акустика также важна, но лучше оставить ее тем, кому будет вполне достаточно нормального звука.
  • Не стоит забывать о качественных проводах, на которых также нельзя экономить.

На этом и закончим нашу статью. Чтобы установить приобретенную акустическую систему своими руками, можно воспользоваться пошаговой инструкцией, которую можно найти на нашем сайте.В процессе работ желательно изучить видео и фото – материалы. Цена такой установки априори не может быть высокой, так как приходится покупать только расходный материал.

Григорий с детства обожал машины, а в подростковом возрасте, когда самостоятельно подключил автомагнитолу в отцовской девятке, понял, что машины будут его работой, хобби, призванием. Подробнее

avtozvuk-info.ru

СОГЛАСОВАНИЕ МОЩНОСТЕЙ УСИЛИТЕЛЕЙ И АКУСТИКИ

СОГЛАСОВАНИЕ МОЩНОСТЕЙ УСИЛИТЕЛЕЙ И АКУСТИКИ

    Известно, что при выборе акустических систем и усилителей одно из первых,на что обращается внимание – это мощность - фактор определяющий как громкость звучания (звуковое давление), так и цену.    Поскольку, в звукотехнике существует ряд стандартов измерения звуковой мощности и самих определений ее «типов», это вызывает, порой, путаницу в понимании ее значений. Исходя из этого, позвольте напомнить основные «постулаты», касающиеся наиболее популярных понятий и стандартов звуковой мощности.    Мощность акустических систем и динамиков определяется как способность выдерживать подводимую звуковую мощность в течение определенного периода времени. Самыми адекватными являются стандарты нормирования мощности АС и динамиков, основанные на испытательном тестировании с применением тест-сигнала, характер которого наиболее близок к музыкальному.    Так, наиболее часто встречающееся обозначение мощности акустических систем и динамиков – стандарт AES:Испытательный сигнал представляет собой розовый шум. Пик-фактор сигнала устанавливается равным 6 дБ. Это означает, что пиковая мощность в четыре раза превосходит среднюю. При тестировании стоит задача выявить, какую мощность акустические системы или динамики выдержат при непрерывной работе в течение 8-ми часов.    Для усилителей дело обстоит, казалось бы, проще. Здесь достаточно определить, какую мощность может выдать усилитель и достоверные результаты можно получить, используя синусоидальный тест-сигнал. Мощность синусоидального сигнала вычисляется как среднеквадратичное значение или RMS. Это и есть наиболее часто встречаемое обозначение мощности усилителя.        Но… В последнее время все чаще стали встречаться ссылки на несколько стандартов обозначения мощности усилителя. При этом разные стандарты дают разные значения мощности одного и того же усилителя, что вызывает путаницу, недоумение, а порой и недоверие к «нечестному» производителю, намеренно «завышающему» мощность своего изделия.    В чем же здесь дело? А в том, что при нормировании мощность синусоидального сигнала измеряется при определенном значении нелинейных искажений, вносимых усилителем и разные стандарты подразумевают разные уровни нелинейных искажений:        IHF – Мощность, выдаваемая усилителем при 0,1% искажений        EIAJ - Мощность, выдаваемая усилителем при 1% искажений     Следует заметить, что значения мощности по всем этим стандартам на самом деле являются RMS, то есть вычисляются как среднеквадратичное значение синусоидального тест-сигнала. И, тем не менее, в технической документации на тот или иной усилитель можно встретить такие обозначения:        RMS 250 Вт        IHF 350 Вт        EIAJ 390 Вт    Если производитель указывает мощность своих усилителей по стандарту EIAJ, то здесь, очевидно, можно усмотреть его желание представить свою продукцию в более выгодном или «мощном» свете. Однако, речь здесь все же не идет о «завышении» и «нечестности», если конкретно указан стандарт.    Впрочем, можно и не ссылаться на тот или иной стандарт, указав параметры измерения мощности, например:        20…20000 Гц, 0,1% THD 650 Вт        1000 Гц, 0,1% THD 750 Вт    Это измерение мощности одного усилителя, и, как видно, есть также зависимость результата от полосы частот испытательного сигнала.    Другой и далеко неоднозначный вопрос – это подбор акустических систем к усилителю (или наоборот). Понятно, что каждому хотелось бы знать «точную», документированную мощность усилителя, акустических систем и при их совпадении быть на 100% уверенным в безопасной и, максимально возможно, мощной работе всей системы – то есть овцы сыты и волки целы.    Но, как говорится, мечты одно, а жизнь – другое. И дело здесь не только в значении мощности, стандартах измерения (принципиально разных для усилителей и АС), а и в реальных условиях эксплуатации. Опытные звукорежиссеры часто повторяют, что «при желании» можно сжечь все что угодно.    Вопрос же, в конечном итоге, сводится к причинам и условиям выхода из строя, как АС (или их компонентов) так и усилителей. Картина, как видно, получается далеко не простая. Не вдаваясь далее в подробности, хотелось бы привести некоторые рекомендации в подборе пары усилитель – АС, даваемые производителями с мировым именем.        1. Для студийно - мониторного или домашнего использования (когда уровень сигнала предсказуем и находится под контролем) мощность усилителя по стандарту IHF может быть в два раза больше мощности АС по стандарту AES.        2. Для концертной работы, когда возможны коммутационные щелчки, «заводки» микрофонов, желание «ввалить побольше дури», мощность усилителя по стандарту IHF выбирают равной мощности АС по стандарту AES.        3. Для работы с гитарным кабинетом, когда перегрузка – это норма, мощность усилителя IHF выбирают равной половине AES.    Далее – остается лишь решить, под какой случай подходит цель, которую Вы перед собой ставите и отслеживать, чтобы реальная работа Вашей системы соответствовала этой цели…    Что же касается ряда производителей, которые хотят представить свою продукцию в более «мощном» свете, то для них есть ряд потребителей, желающих видеть продукцию в более «дешевом» свете – тут, как говорится, на ловца и зверь бежит…    Что же касается всего цивилизованного мира, то задача звукоусиления никогда не ставится так: «Хватит ли этой 300 Ваттной колонки для 1000-й аудитории?»    Задача, в упрощении, может стоять так: «Для такого-то зала требуется обеспечить в любой точке минимальное звуковое давление столько-то децибел».    А дальше, любой профессионал сможет подобрать акустическую систему и усилитель, сделав необходимые вычисления, которые, на самом деле весьма просты.

По материалам статьи “Power”

Адрес администрации сайта: admin@soundbarrel.ru   

НЕ НАШЕЛ, ЧТО ИСКАЛ? ПУГУЛИ:

              СТРОКА ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ПОИСКА

soundbarrel.ru

Рекомендации по выбору усилителя, как выбрать усилитель мощности

Опубликовано: 22.11.2012 15:04

Усилитель – компонент акустической системы, передаточное звено между воспроизводящим устройством и выходными динамиками. Устройства могут иметь встроенный усилитель, но при использовании в больших помещениях его мощности, разумеется, может быть недостаточно.

Этот прибор усиливает электрические колебания в диапазоне частот, как правило это от 16 Гц до 25 000 Гц . При выборе учитывайте мощность которая измеряется в ваттах (Вт), коэффициенты искажений, допустимые нагрузки на выход измеряются в Ом (Ом) , частотный диапазон Гц (Герц), увеличение напряжения на выходе, дополнительные функции, например DSP подключение к компьютеру для настроек и регулировок большего числа параметров. Последняя функция доступна не у всех усилителей.

Если выбираете усилитель к определенным колонкам, ориентируйтесь на мощность динамиков. Оптимальное соотношение мощностей динамиков и усилителя – 1 к 1,6. Использовать рабочую мощность желательно не более чем на 70%. Не путайте максимальную мощность (пиковую) с номинальной. Последняя указывается в инструкции по эксплуатации прибора. Она же определяет параметры воспроизведения без искажений.

Обратите внимание на сопротивление. Чем меньше этот показатель у акустической системы (обычно это 4 Ом или 8 Ом) иногда системы подключают параллельно и сопротивление становится 2 Ом, тем мощнее нужен усилитель. Соотнесите мощность последнего с чувствительностью колонок. Если у динамиков чувствительность низкая (параметр измерения на оси, на расстоянии 1 м при подаче на колонку 1 Вт мощности), они нуждаются в мощном усилителе. Каждый сам выбирает соотношение усилителя и акустики, ориентируясь на собственный слух. Уменьшение чувствительности системы потребует увеличение мощности прибора.

Важнейшие характеристики – коэффициенты интермодуляционных и гармонических искажений, демпфирования. Первые определяют уровень искажения на выходе звука. Коэффициент интермодуляционных искажений не должен превышать 3% в частотной полосе от 250 Гц до 8 кГц. Коэффициент гармонических искажений не должен быть более 1% в частотной полосе от 40 Гц до 12,5 кГц. Эти параметры соответствуют критериям в усилителях класса Hi-Fi. Демпфирование – подавление колебаний динамика, которые ухудшают качества звука. Коэффициент демпфирования должен выражаться числом 100 и более.

Существует ряд дополнительных технических характеристик:

- соотношение сигнал/шум (ОСШ) - выбирайте аппарат с показателем 100 дБ и выше; - диапазон частот: оптимальная линейка – от 20 Гц до 25 000 Гц, чем шире диапазон, тем чище и насыщеннее звук; - скорость нарастания напряжения на выходе - во время всплесков частот этот параметр обеспечивает необходимую мощность, минимум 5 В/мкс; - соответствие количества каналов усилителя и количества подключаемых колонок - для прослушивания музыки достаточно двухканального усилителя, для домашнего кинотеатра или акустики автомобиля выбирайте многоканальный вариант.

При наличии пассивного сабвуфера нужно приобрести отдельный усилитель с номинальной мощностью руководствуясь из соотношения 1 к 1,6. Сабвуфер можно подключить в мостовом режиме "bridge". В результате можно получить мощность на выходе усилителя до 3 раз выше, если бы он использовался в режиме стерео. Переключатель режима "bridge" - "stereo" расположен на задней панели.

Выбирайте усилитель с запасом мощности. Учитывайте номинальное сопротивление колонок и сопротивление нагрузки на которую рассчитан усилитель.

 

© 2011-2015 --- STVmarket --- интернет магазин профессионального светового, звукового и музыкального оборудования.

www.stvmarket.ru

как выбрать усилитель для колонок. Лучшие усилители для колонок 2016

Качественный звук, что бы ни говорили среднестатистические пользователи дешевых аудиосистем — всегда радует и заставляет наслаждаться музыкой. Поэтому многие задумываются о том, чтобы организовать дома хорошую систему для прослушивания любимых записей, или же просто желают организовать себе комфортный просмотр видео с качественными звуковыми дорожками. Сегодня рынок предлагает огромный выбор качественной пассивной акустики, колонок любой мощности, выполненных в самом разнообразном дизайне. Кроме того, существуют настоящие мастера индивидуального изготовления звуковоспроизводящих систем, основанных на самых последних технологиях и гарантирующие отличное качество звука. Нередки ситуации, когда хочется купить хороший усилитель к колонкам, уже существующим и таким привычным. Либо подаренным или приобретенным специально, ввиду их отличных технических характеристик. И то, как выбрать хороший усилитель к колонкам — не такая простая задача, как может показаться, поскольку для действительно хорошего звучания придется учесть множество тонкостей.

Немного теории

Основные технологии, которые применяются сегодня для конструирования усилителей, следующие:

  • на основе микросхем. Это самое распространенное решение в сегменте дешевых усилителей. Хотя они позиционируются как варианты с оптимальным соотношением цены и качества, не стоит обольщаться. Звуковое окружение, формируемое такими устройствами, можно описать как «бодро, громко, красочно». Оно отлично подойдет для просмотра записей парадов, однако подобные устройства никогда не позволят насладиться полным стереоэффектом, богатством оттенков звука дождя или шума ветра в листве, не обеспечат полного эффекта присутствия;
  • на основе транзисторов. Самая проверенная и широко применяемая технология. Современные транзисторы обеспечивают минимальные искажения, отличное формирование кривой звуковых колебаний. Такой усилитель к колонкам, выбранный в соответствии с параметрами помещения и акустики, позволит наслаждаться музыкой или кинофильмами.
  • на электронных вакуумных лампах. Выбор аудиофилов, не дающий рекордных преимуществ в качестве звука, однако предпочтительный для очень высоких удельных мощностей на каждый канал воспроизведения. По мнению так называемых ценителей, только ламповые аппараты способны обеспечить максимум частоты и динамики изменения звуковой картины, однако большинству пользователей такие тонкости просто неинтересны.

Мифы и реальность

Часто можно услышать мнения о том, как выбрать усилитель к колонкам, основанные на количестве выделения тепла аппаратом. Дескать, устройства на микросхемах не греются, а транзисторные и ламповые буквально источают мощность в воздух. Это не так. Каждый усилитель к колонкам выделяет тепло, а микросхемные вдобавок проектируются так, что элементы в них работают на пределе возможностей и не гарантируют надежность и долгий срок службы в режимах максимальной отдачи мощности. Еще одно мнение, касающееся управления устройством, можно озвучить так: устройства с цифровой регулировкой звучат хуже, чем с привычными ручками. Это абсолютное заблуждение. Современный аппарат с привычной «крутилкой» громкости и тембров имеет такие же дискретные системы управления, что и модели с регулировкой пультом.

Баланс усилителя и акустической системы

Сразу нужно отметить, что акустика и усилитель к колонкам должны находиться в балансе. Любой звукоусилитель лучше всего звучит примерно на 70% от максимальной, номинальной мощности. Поэтому существует простое правило выбора — устройство должно быть на 60% мощнее, чем акустика, которую оно будет заставлять работать. Это гарантирует минимальные искажения звука. Это правило мало применимо к аппаратам, построенным на микросхемах — они обеспечивают примерно одинаковые показатели качества воспроизведения на всём диапазоне изменения выходной мощности. Однако такие устройства выделяют тепло при работе нелинейно — чем ближе к максимуму, тем вероятнее перегрев, поэтому и подобные решения стоит выбирать, основываясь на правиле: «+60% к мощности акустики».

Выбор мощности усилителя, относительно размеров помещения

Для среднестатистических комнат в домах и квартирах, специально не оборудованных системами звукопоглощения, достаточно примерно 2-х – 4-х Вт на один квадратный метр помещения. Однако, некоторые пользователи предпочитают «перегруженную» звуковую картинку — так называемое концертное звучание, когда наблюдается избыток громкости аудиосистемы. Но не стоит забывать, что мы решаем, как выбрать усилитель к колонкам, которые уже существуют. Поэтому стоит добиваться нужных результатов, исходя из параметров устройств воспроизведения. В этом случае, совет по выбору надежного усилителя к колонкам будет звучать так: необходимо покупать модель, рассчитанную на большее активное сопротивление акустики, чем есть на самом деле. К примеру, модель в 75 Вт, рассчитанный на колонки с импедансом в 8 Вт, подключенный к системе с характеристикой по сопротивлению в 4 Вт, выдаст громкость, эквивалентную мощности в 150 Вт.

Выбор усилителя по техническим характеристикам

Если приведенных рекомендаций недостаточно и хочется приобрести действительно лучший усилитель к колонкам, придется углубиться в технические характеристики устройств. Приводятся они в паспортах к конкретным моделям и означают следующее:

  • уровень искажений, который еще называется коэффициентом интермодуляции. Аппаратура высшего класса обладает этим показателем в пределах 1%, а достойные домашнего применения модели должны гарантировать не больше 3% отклонений характеристик звука в диапазоне частот 250 — 8000 Гц. Иногда показатели интермодуляции не указываются. Это относится к аппаратуре, соответствующей международному стандарту — DIN 4550, что гарантирует максимально возможное качество звука;
  • показатель демпфирования. Грубо говоря, эта цифра в характеристиках устройства описывает согласованность, то есть — насколько сильно модель может подавлять паразитные колебания мембран динамиков акустических систем. Совет по выбору надежного усилителя к колонкам – искать устройство с показателем демпфирования не менее 100;
  • сигнал / шум. Этот показатель всегда приводится в характеристиках моделей. Говоря простыми словами, это описание уровня паразитных помех устройства, когда оно работает на максимальной мощности при отсутствии сигнала на входе. Чем выше цифра сигнал / шум, тем чище будет звучание;
  • частотный диапазон. Не стоит думать, что усилитель для колонок технически способен гарантировать точность воспроизведения на всем отрезке частот, указанных в его паспорте. На нижнем и верхнем пределе всегда наблюдаются большие искажения. Поэтому выбор хорошего устройства подразумевает, что аппарат должен воспроизводить звук с частотами в два раза ниже и два раза выше слухового диапазона, воспринимаемого ухом человека. То есть — нижний показатель частот 20 Гц или меньше, а верхний — выше 30 кГц, на уровне 40-50 кГц;

Последней учитываемой тонкостью является то, что производитель в характеристиках устройств указывает максимальные показатели. Если нужен действительно качественный усилитель к колонкам, стоит не полениться, заглянуть в техническую документацию и выбрать устройство по номинальной мощности.

Выбор усилителя для автомобиля

Штатный усилитель для колонок в авто чаще всего можно характеризовать одной фразой: он идеально превращает любую музыку в радиотрансляцию. Это не относится к установкам высокого класса, хотя и они, выполненные на микросхемах, не способны воспроизводить идеально качественный звук. Неудивительно, что очень многие автолюбители решают модифицировать штатную систему, заменяя колонки и выбирая качественные модели. Совет по выбору надежного усилителя к колонкам в машине: учитывайте ограниченное пространство, отсутствие естественной вентиляции достаточной интенсивности, а также жесткие перепады температуры, присутствующие в непосредственной близости к корпусу автомобиля. Выбор устройства по мощности в авто производится по тем же параметрам, что и для домашней акустики. Главное отличие, которое присутствует в конструкции автомобильных аудиосистем — отдельные усилители на каждый канал и сабвуфер. Необходимость такого шага продиктована прежде всего сложной конфигурацией салона. Чтобы добиться идеального звучания в каждой точке, приходится тщательно настраивать многоканальную систему.

Ресиверы, принудительная вентиляция

Хорошие результаты показывают ресиверы. Они способны принимать многоканальный или двухканальный усиленный сигнал со штатной магнитолы, работать с декодировкой видео, обеспечивать высокое качество звука. В зависимости от потребностей автолюбителя, можно купить транзисторные системы, оснащенные устройствами балансировки мощности каждого выходного канала звука. Главный совет, как выбрать усилитель к колонкам в автомобиле — обязательно останавливать свой выбор на моделях с принудительной вентиляцией, независимо от примененных в устройстве технологий. Модели, построенные с использованием микросхем, так же сильно перегреваются, лишенные притока холодного воздуха, как и транзисторные.

Общие черты, завершающие образ хорошего устройства

Выбирая усилитель к колонкам, нужно обращать внимание на все мелочи. Солидный стальной корпус, ручки регулировки параметров и их дублирование пультом, наличие массивных радиаторов на задней части для охлаждения транзисторов, принудительная вентиляция всей конструкции — вот черты, которые отличают хорошую модель. Кроме того, на выбор хорошего усилителя к колонкам влияет методика присоединения звуковоспроизводящих устройств. Современная промышленность — царство экономии и поэтому очень популярны подпружиненные зажимы из пластика, куда просто вставляется зачищенный провод.

Клеммы, штекеры, контактные площадки

Подобное соединение не только ненадежно. Со временем контактные площадки окисляются, падает прижимная сила пружины, провод начинает терять контакт. При этом растет сопротивление места соединения, что самым негативным образом влияет на параметры работы системы усилителя и колонок. Не стоит забывать и помехи, скрипы и «рипение», возникающие из-за кратковременных потерь контакта. Хороший вариант соединения – штекер с большой площадью соприкосновения с гнездом, идеальный – клеммы, где провод закрепляется анодированными или медными болтиками.

Рекомендуем интересное видео о выборе усилителя:

Рейтинг лучших усилителей для колонок

Вот наконец то мы и подошли к самому интересному моменту и представляем вам наш рейтинг лучших усилителей для колонок на 2016 год. Мы собрали в нем только самые надежные и качественные модели.

  1. Marantz PM8005
  2. Rega Brio-R
  3. Musical Fidelity M3i
  4. Arcam FMJ A19
  5. Yamaha A-S801
  6. Yamaha RX-A1040
  7. Musical Fidelity M6i
  8. Audiolab 8200A
  9. Pioneer A-50
  10. Parasound 2125

Заключение

Вот вкратце и всё, что необходимо знать о том, как правильно выбрать усилитель для колонок. Ко всем аспектам выбора, указанным в статье необходимо отнестись внимательно и серьёзно. Это позволит избежать ошибок при покупке, которые будут долгое время напоминать о себе некачественным звуком. В заключение необходимо напомнить, что более подробную информацию о выбранном устройстве можно получить на тематических форумах. На них публикуются отзывы реальных владельцев техники.

Приятного выбора и до новых встреч.

Виджет от SocialMart

VN:F [1.9.22_1171]

Рейтинг статьи: 9.0/10 (21 проголосовало)

hi-tech-pro.ru

Какой должна быть мощность усилителя / лучшие обзоры Hi-Fi-техники

Краткие выводы: При прослушивании музыки в небольшой комнате достаточно усилителя мощностью от 6 до 40 Вт в зависимости от чувствительности акустики. Для ламповых усилителей использование моделей с большей номинальной мощностью может улучшить качество звука. Для транзисторных усилителей это правило не работает.

 

Если взять в расчет количество тщательных исследований, выдвинутых теорий и безумных предположений по поводу требуемой мощности усилителей, то в 1962 году мы должны быть намного ближе к решению этого вопроса, чем пять лет назад. На практике же все обстоит совсем иначе.

В нашем распоряжении имеются устройства для измерения звукового давления, электрической мощности и уровня гармонических искажений вплоть до третьего знака после запятой. В тоже время издано огромное количество научных статей по структуре музыке, ее звучанию в концертных залах и домашних условиях и о взаимодействии между строением уха и окружающими звуками. И на фоне всего этого аудио эксперты не могут прийти к единому мнению по вопросу необходимой мощности усилителя – для одного избыточны 0,5 Вт, другому еле хватает 50 Вт. Так кто же прав?

Как это бывает в подобных случаях, оба мнения частично правильны. Причины же расхождения кроются в отсутствии единых критериях оценки требований к запасу мощности. Именно поэтому мнение одного эксперта основано на задаче обеспечения определенного уровня громкости для воспроизведения музыкального крещендо, а у другого – определить уровень мощности, при котором ее дальнейшее увеличение уже не приведет к улучшению в звуке. Еще один эксперт – их количество кажется безграничным – делает заключение при использовании энергоэффективных колонок типа Klipschorn, а другой решил для себя, что для прослушивания годятся только низкоэффективные колонки типа AR-1, поэтому вывод надо делать на основе мощности, которая требуется для нее.

Все эти подходы имеют право на существование, но очевидно, что при этом невозможно получить универсальный ответ.

Какой мощностью неплохо было бы располагать? Упрощенным вариантом ответа будет следующий – столько, сколько будет достаточно для воспроизведения звука на требуемом уровне при непревышении определенного уровня гармонических искажений. Данный ответ может слишком уклончиво, но на самом деле это шаг в нужном направлении, и ни один эксперт не сможет поспорить с этим.

Но что это за «требуемый» уровень? Уровень фоновой музыки, целенаправленного прослушивания или уровень ушераздирающего звучания?

Те владельцы Hi-Fi систем, которые не планируют использовать свои установки ни для чего, кроме как для фоновой музыки, могут сразу забыть обо всех разговорах про требуемую мощность. На низких уровнях звука возможности распознавания человеческого уха настолько скудны, что сойдет любой усилитель, продаваемый с логотипом Hi-Fi. Сойдет и дешевый 5-ваттник, и его относительно высокий уровень искажений не будет играть никакой роли, т.к. они будут трудно различимы.

Использование Hi-Fi приобретает смысл только тогда, когда мы начинаем вслушиваться в звучание. При громком воспроизведении наши уши наиболее чувствительны к высоким частотам, и именно при громком звучании искажения наиболее чувствительны для нас. При обрезании усилителем пиковых частей звукового сигнала (при клиппинге) на высокой громкости слышимость вносимых искажений намного выше, чем при аналогичном поведении усилителях на низкой громкости. Другими словами, для комфортного звучания с увеличением громкости вносимые усилителем искажения должны падать. А ведь мы все знаем, что с ростом нагрузки на усилитель искажения наоборот увеличиваются. Парадокс )).

В целях настоящей статьи будет предполагать, что свою аудиосистему вы будете использовать как минимум для вдумчивого прослушивания на соответствующих громкостях.

Давайте поговорим про уровень звука для воссоздания звука оркестра в обычной комнате. Несмотря на популярные рекламные лозунги, сама эта идея абсурдна. Говоря другими словами, комнаты в обычных домах не такие огромные, чтобы в нее поместился симфонический оркестр. И если бы даже было возможно воссоздать громкость на том уровне, на котором слышен оркестр дирижеру, то эффект не был бы реалистичным. И это было бы совсем не по-соседски. Сольные исполнители или камерные группы возможно поместить в ваших комнатах, и они даже могут звучать очень убедительно при воспроизведении. Но звукозаписывающие инженеры давно осознали, что зрители слушают выступления оркестров со своих мест, а не с дирижерской позиции, поэтому они стараются передать эффект прослушивания с мистического «лучшего места» в зале. Их записи звучат лучше всего до определенного уровня громкости, а при более громком прослушивании становятся увядшими и неестественными.

При отдалении акустической волны от своего источника ее акустическая энергия остается неизменной, но т.к. удаляясь волна охватывает большую область, то она «утончает» сама себя. Поэтому, фактическая сила звука на расстоянии существенно ниже, чем около источника. Именно поэтому мы измеряем силу звука в концертных залах через давление воздуха (или звуковое давление), а не через Ватты. При желании, исходная мощность на источнике звука может быть вычислена через простую формулу, основанной на квадратичной зависимости убывания мощности по отношению к расстоянию.

Замеры звукового давления производятся при помощи специального микрофона и стрелочного индикатора, похожего на прибор, используемый в магнитофоне для контроля уровня записи - волюмтера, но имеющего шкалу в дин/см2 или в децибелах, которые показываю во сколько раз звук громче уровня чувствительности уха. У этого измерителя имеются недостатки, аналогичные волюметру, а именно – его стрелка обладает инертностью и не может отразить резкие скачки; показания отображают только некоторое среднее значение (точнее – среднеквадратичное, RMS).

Среднеквадратичный уровень звука во время крещендо, воспринимаемый с ближайших к оркестровой яме мест (например, третий ряд), имеет значение около 100 дБ по звуковой шкале. Для воссоздания данного уровня на расстоянии 4,5 метров от колонок в комнате размером 3х4,5х6 метров потребуется акустическая мощность (прошу заметить, речь именно про акустическую, а не электрическую мощность) порядка 0,4 акустических ватт.

Если бы мы использовали колонки со 100% КПД (что маловероятно, т.к. таких просто не существует), то для создания уровня звука такого уровня нам бы потребовалось 0,4 Вт электрической мощности. Что касается «реальных» колонок и требуемой мощности усилителя, то нам достаточно разделить 1 на их КПД (в процентах) и умножить полученное значение на 40. Например, для колонок с 10% КПД получится 40*1/10 Вт, или 4 Вт. Для среднестатистических колонок с 1% КПД для получения такого же уровня звука потребуется усилитель на 40 Вт.

Таким образом, мы получили минимальное значение RMS-мощности, необходимой для воспроизведения крещендо на уровне, аналогичном оригинальному уровню звукового давления. Данный расчет подойдет для двухканальной стерео системы, но не сработает для моно систем, т.к. монофонический звук не воспринимается также громко, как при воспроизведении на стерео. А это значит, что для воспроизведения моно записей потребуется большая мощность.

А вот насколько больше – тут уже можно поспорить, т.к. многое зависит от исходного материала, способа звукозаписи и параметров помещения, в котором планируется воспроизведение. Обычно разница составляет 1–2 дБ, что может показаться незначительным, пока не вспомнишь, что для увеличения уровня звука на 3 дБ требуется практически удвоить мощность. Для изменений на 2 дБ требуется ввести поправочный коэффициент 1,6. Поэтому, для динамиков с 10% КПД к полученным нами ранее 4 ваттам требуется применить коэффициент 1,6 и получится 6,4 Вт.

Описанная нами формула предполагает, что динамик излучает звук на 360 градусов вокруг себя. Но ведь не все динамики ведут себя подобным образом. Лучшие колонки для использования в небольших помещениях имеют в своем составе динамики прямого излучения. А вот рупорные излучатели, которые показывают себя лучше всего в больших помещениях, как правило, направляют звук строго вперед – так до слушателя доходит больше звука. И для таких систем требуемый уровень мощности усилителя стоило бы снова уменьшить, но в купе с высокой эффективность таких излучателей требуемая мощность становится абсурдно малой – два ватта могут покрыть все возможные нужды.

Оркестровое крещендо и хоровые пассажи включают в себя переходы, чья громкость на 10 дБ больше, чем средний уровень звука, показываемый волюметром. Увеличение уровня на 10 дБ означает десятикратный рост требуемой мощности, как же вообще можно справиться с подобными вещами? К счастью, нам это и не требуется делать. Звукозаписывающие студии и передающие станции используют амплитудные ограничители для фильтрации этих всплесков из общего сигнала. В результате пиковые значения подрезаются, и если перегрузки не длятся слишком долго, то при использовании хорошего амплитудного ограничителя невозможно различить в звуке каких либо искажений.

Таким образом, мы достаточно точно определили требуемый нам для воспроизведения оркестровых записей запас мощности на колонках с известным коэффициентом эффективности. Но это еще не все, ведь от техники Hi-Fi требуется не только воспроизвести звук на требуемой громкости, но и сделать это с минимальными искажениями.

Каждый, кто видел кривую характеристики мощности, замечал, что искажения возрастают линейно до некоторой критической точки, после искажения начинают резко расти. Это является одной из причин, почему мощный усилитель является более качественным, чем маломощный, даже на низких уровнях громкости. Возможно, что оба эти усилителя будут качественно работать до точки перегрузки, но факт заключается в том, что мощный усилитель будет работать на 1/10 от номинальной мощности, а маломощный – на 8/10. Это значит, что первый усилитель будет вносить меньше искажений (Рис. 1), что будет восприниматься нами как более чистый, «комфортный» звук

Рис. 1 Кривые искажений для типовых усилителей номинальной мощностью 25 и 44 ватт.

Есть и еще одна причина, по которой мощные усилители должны выдавать лучший результат, чем маломощные. Речь пойдет о ламповых усилителях. Обычно принято снабжать усилители выходным трансформатором такой мощности, чтобы она не превышала величину, необходимую для нормального функционирования в среднем диапазоне. Британцы все еще изготавливают маломощные усилители с трансформаторами, имеющими существенный запас. А вот производители в США делают маломощные усилители по принципу временного устройства, необходимого покупателю до тех пор, пока он не будет способен купить что-то стоящее. Я едва могу назвать хоть одну попытку изготовить хороший маломощный усилитель. В результате типичный 10-ваттный усилитель, который теоретически может полностью работать на своей номинальной мощности на 1 кГц, имеет серьезные ограничения при работе на обоих концах спектра. Наиболее существенны потери мощности в начале диапазона, где передаваемая сигналом энергия имеет наибольшее значение. Усилитель способен передать только половину или даже меньше номинальной мощности до того, как начнется перегрузка.(Рис .2).

Рис. 2 Стенд для наблюдения за перегрузкой усилителя

Даже для самых больших и дорогих усилителей характерны потери мощности на высоких частотах, но к счастью они находятся уже за пределами слышимого диапазона.

Давайте теперь предположим, что у нас есть доступ к кривой характеристики мощности усилителя, и мы можем наблюдать, как он отдает мощность на 20 Гц. Есть ли какая либо гарантия, что звук будет точно таким же, как на низкой, так и на высокой громкости? Нет, не можем.

Кривая выходной мощности показывает уровень, при котором на различных частотах образуются искажения в 2% (Рис. 3). Но что данные графики не показывают, так это уровень искажений при меньших, чем максимальная мощность, значениях. Усилитель, работающий на номинальной мощности при 2% искажениях, может иметь 0,2% искажений при использовании половины мощности. А может и не снижать искажения ниже 1%, как бы сильно мы не занижали мощность. В большинстве случаев мы слушаем музыку на уровнях, далеких от перегрузки, поэтому истинный интерес для нас представляет минимальный, или «остаточный» уровень вносимых искажений. И это опять тот случай, при котором типовые маломощные усилители сильно уступают своим более мощным собратьям.

Рис. 3 Характеристика мощности недорогого 12-ваттного усилителя.

Компактные выходные трансформаторы в большинстве маломощных усилителях подвержены насыщению сердечника на низких частотах. И хотя данный эффект можно снизить так, чтобы избежать насыщения до, скажем, 20 Гц, он все равно накладывает серьезные ограничения по остаточным искажениям. И при уменьшении частоты будет наблюдаться увеличение вносимых искажений. При мощности в 1 Вт и искажениях на среднем диапазоне в 0,3%, на 30 Гц искажения могут достигать значений 1%.

На самом деле, редко какой маломощный усилитель сможет удержать уровень искажений в 0,3% не то чтобы на низких частотах, а даже на среднем диапазоне. Большинство из них спроектировано так небрежно, что их уровень остаточных искажений, вносимый входными трактами, не ниже 0,75%, и это уже не компенсировать никакими схемами выходных трактов. Поэтому они никогда не будут звучать также хорошо, как качественно спроектированные мощные усилители. Исключения в данном правиле стоят столько, что сразу заставляют задуматься о покупке более мощного усилители.

Хотя, есть и смягчающие обстоятельства. Динамики и усилители, специально разработанные для совместной работы, следует использовать независимо от величины номинальной мощности усилителя. Некоторые колонки настолько хрупки, что могут выгореть от сильного сигнала мощного усилителя. Использование предохранителей может помочь, но дополнительное сопротивление на линии снижает электрическое демпфирование. Напомним читателям, что электрическое демпфирование позволяет снизить паразитные колебания магнитной катушки динамика. Поэтому, используя подобные колонки, рекомендуется выполнить подключение, минуя их предохранитель, подключив их напрямую к усилителю, который гарантированно не повредит им.

Сторонники мощных усилителей всегда заявляли, что причина, по которой данные усилители звучат лучше, чем самые «топовые» маломощные усилители, в том, что из-за наличия дополнительной мощности повышается управляемость над катушкой в динамике. Было разумно предполагать, что при большом запасе мощности и хорошей системе отрицательной обратной связи проще подавлять ложные вибрации излучателя. В теории звучало хорошо, до тех пор, пока не появился первый полностью выполненный на транзисторах усилитель и не усложнил все.

Поведение транзисторов отличается от лампового. Даже те транзисторные усилители, у которых уровень искажений выше, чем у самых дешевых hi-fi-моделей звучат намного лучше, чем они должны бы. А отсутствие выходного трансформатора в большинстве транзисторных усилителях (транзисторы с низким импедансом подключаются напрямую к колонкам) устраняет раздражающий эффект при пиковых перегрузках. В результате, транзисторные усилители воспринимаются, как передающие мощность более чисто, чем ламповые.

Что еще более важно, это «транзисторный звук» на низких уровнях. Самый слабый из использованных нами транзисторных усилителей (всего 3 ватта) звучит подобно мощному усилителю при работе на низкой громкости. Звук прозрачен, живой и басы обладают той же солидностью, которой, как утверждали сторонники мощных усилителей, могут иметь только системы с сильным запасом мощности. Отсюда делаем вывод, что превосходство мощных ламповых усилителей связано не только с располагаемым запасом мощности.

В чем же истинная причина – это все еще открытый вопрос, но возможно у нас появится шанс ответить на него, когда мы получим возможность сравнить мощный транзисторный усилитель со своим ламповым соперником. Ламповые усилители дурили нас в вопросах требуемой мощности годами, т.к. маломощные усилители имели недостатки, никак не связанные с тем фактом, что они располагали только 10-12 или 15-ю ваттами мощности. Транзисторы имеют шансы перевернуть наше представление в этом вопросе.

Так какой точки зрения мы будет придерживаться? Пока будем считать, что приведенный выше расчет справедлив для транзисторных усилителей или мощных ламповых усилителей. Маломощные ламповые усилители в большинстве своем не в состоянии обеспечить звук на том уровне, который способны воспроизвести даже среднестатистические колонки. Эти усилители могут иметь многочисленных поклонников, но они всегда будут далеки от совершенства. Конечно даже среди них можно встреть удачные, но достаточно дорогие модели. Стоят ли они того, чтобы вкладывать в них деньги – решать вам.

 

По материалам издания Stereophile Автор Gordon Holt

www.all-hi-fi.ru


Смотрите также